Руководство Разумного Потребителя Медицинских услуг и Информации

 
ИНТЕРВЬЮ С ДАШЕЙ САРКИСЯН

Иногда мне кажется, что люди в соцсетях, общественных местах, на работе, в школе, университете в той или иной степени только и делают, что пытаются уничтожить друг друга, и очень хочется, чтобы перестали.

ds-c
Даша САРКИСЯН
Медицинский журналист, автор, редактор «Медузы», соосновательница телеграм-канала о доказательной медицине «Намочи Манту»
21 ноября 2017

Недавно я встретился с моими однокурсниками. После окончания медицинского факультета прошло уже почти 10 лет и все они уже давно работают врачами.

Я спросил, что больше всего беспокоит их в работе, и все они, независимо от страны, места работы или специализации, ответили – отношения с пациентами. Обоюдное противостояние, недоверие, непонимание, война. Представьте себе, к чему могут привести такие отношения между сторонами, которые должны решать вопросы жизненной важности!

В том, что так сложилось, нет их вины и нет вины пациентов. Все мы заложники прошлого медицины с его традицией докторского патернализма и инфраструктурой, ориентированной на процессы (лечение, диагностика), а не на исходы, важные для пациентов.

Но в наших силах выбрать, что будет дальше. Будем ли мы по-прежнему стоять по разным сторонам баррикад, продолжая эту бесполезную войну, или же признаем неизбежность ошибок, необходимость перемен, станем партнерами и честно разделим ответственность и обязательства?

Я уверен, что второй исход не только возможен, но и неизбежен.

Хотя я далек от идеализации современной медицины, я вижу, как много мы уже можем изменить к лучшему, если будем мудро распоряжаться ее возможностями и признаем важность уникальных ролей, которые врачи и пациенты играют в решении медицинских проблем.

Идеи доказательной медицины заразительны, и как только вы понимаете их, вы больше не можете думать иначе. Я люблю фундаментальный тезис доказательной медицины – совмещение научных знаний и ценностей пациентов. Он возвышает лучшее, что есть в нас – способность рационально думать, учиться на ошибках, сотрудничать, испытывать разумное сострадание и заботиться о себе.

СМИ играют важную роль в определении характера отношений между пациентами и врачами и потому чрезвычайно важно, что сейчас некоторые из них начинают поддерживать новую парадигму истинной пациент-центричности. Вместо привычной демонизации врачей и пациентов и подстрекательств к слепой ненависти, мы слышим призывы к мудрости и столь нужному всем нам примирению!

Спасибо, Даша Саркисян, за интересный диалог.

АЛЕКСАНДР КАСАПЧУК
Редактор Руководства Разумного Потребителя Медицинских Услуг и Информации
foto3-f-mirror
ИНТЕРВЬЮ

QВ ваших презентациях и интервью вы настаиваете на том, что медицинские выводы следует обосновывать солидными научными данными, и на том, что к личному опыту следует относиться с осторожностью.

Как вы считаете, какое из распространенных в обществе предубеждений больше всего тормозит переход к научно обоснованному обсуждению медицинских вопросов?

 

AЕсли говорить про врачей, то, наверное, это скрытый страх что-то сильно менять. Ты двадцать, тридцать, сорок лет лечил так, а тут надо пересмотреть вообще весь свой подход. Получается, ты в какой-то серьёзной степени обесцениваешь то, что делал до этого. Ты признаёшь, что лечил неправильно, хотя уже были данные об эффективности других методов. Это очень страшно.

Что касается пациентов, то тут, думаю, есть несколько факторов, даже не знаю, какой выбрать. Наверное, в первую очередь это лень. И она, конечно, подогрета представлением о себе, как о глупом человеке. Ну просто потому что врач говорит терминами, ты не очень себе представляешь, где селезёнка и как устроена пищеварительная система, и в общем-то, когда ты пытаешься задавать вопросы, у тебя спрашивают: «А вы врач?» — и этот вопрос подразумевает, что ты ничтожество, которое не способно ничего понять и уж тем более принять взвешенное решение в отношении своего здоровья. И в этих условиях заставить себя разбираться в медицинских вопросах, наверное, очень сложно.

This website is certified by Health On the Net Foundation. Click to verify. This site complies with the HONcode standard for trustworthy health information:
verify here.

QЕсли бы у вас была возможность участвовать в составлении школьной программы, вы бы предложили включить в нее предмет, касающийся здоровья и заботы о себе, и если да, то какие вопросы из этих областей вы сочли бы наиболее важными?

 

AНаверное, это всё-таки должен быть общий предмет, воспитывающий критическое мышление, потому что всё меняется, медицина тоже и важнее дать удочку. Но, конечно, хорошо было бы, если бы на уроках биологии учителя как-то всё привязывали к патологиям. Сексуальное просвещение тоже необходимо. Я вообще не понимаю, почему на этом месте возникает какой-то спор. По мне, в нём слишком много лицемерия, тем более что и бесполезность программ по пропаганде воздержания давно доказана. Ну и на ОБЖ хорошо бы обучать первой помощи, чтобы никто не давал нитроглицерин людям на улице и не засовывал им в рот вилки и кошельки, если вдруг случился судорожный приступ.

 

QОдин из основополагающих принципов доказательной медицины это необходимость вовлечения пациента в принятие медицинских решений. Интересно, что иногда этой практике противятся не только врачи, но и сами пациенты.

Как вы объясняете своим читателям почему им необходимо участвовать в принятии решений?

 

Dasha SarkisyanAПросто неясно, как они тогда собираются понимать, хороший перед ними врач или нет. Мне как журналисту регулярно рекомендуют всяких «врачей от бога», про которых «обязательно надо рассказать». Но я иду, смотрю эти популярные блоги, интервью и вижу кромешный ад: «Во время еды нельзя пить, чтобы не разбавлять желудочный сок». Господи, ну нет, конечно. То есть, видимо, для людей «врач от бога» — это совсем не обязательно грамотный врач, это врач, который милый, добрый, выслушает, назначит что-то — болезнь пройдёт. Но ведь совсем не обязательно причина выздоровления в назначенном лечении. Некоторые болезни проходят сами, некоторые хронические заболевания проявляются волнами и лечение могут назначить как раз перед спадом.

Более того, с продвинутым пациентом хорошему врачу проще общаться. Такой пациент даже подстрахует, напомнив о каком-то исследовании, которое стоило бы провести, но врач забыл. Мои аргументы такие. Не знаю, трогают ли они кого-нибудь, но партнёрские отношения — это то, от чего, я надеюсь, нельзя будет отвертеться в скором времени.

 

QВы призываете ваших читателей и слушателей правильно устанавливать приоритеты в их усилиях, направленных на заботу о себе.

Могли бы вы сформулировать ваше видение приоритетов заботы о здоровье?

 

AМне кажется, для всех они разные. Но сон, хорошая еда, физические нагрузки и режим дня — это то, что на здоровье любого человека должно повлиять хорошо. Понятно, что часто работа пытается перетянуть одеяло на себя, но это как раз ситуация, когда надо выставлять границы. Иначе будет страдать всё из списка.

 

QВ одном из ваших выступлений вы говорите о ценности соблюдения распорядка дня и баланса между работой и восстановлением. Вероятно, это одна из наиболее несправедливо недооцененных возможностей заботы о себе.

Какие положительные эффекты в вашей жизни вы заметили от соблюдения баланса между работой и восстановлением? Каким образом вам удается соблюдать этот баланс?

 

AК сожалению, я не могу сейчас похвастать тем, что мне это удаётся. В последнее время из-за того, что наш телеграм-канал сильно разросся, нам стало приходить много писем, на которые невозможно не отвечать. Единственный выход — это выставлять границы там, где получается, и мои старшие коллеги, к счастью, помогают мне в этом, в том числе делают скидку на мою дополнительную деятельность. Я рада, что у нас в редакции борются с выгоранием сотрудников. Но когда есть режим дня, это не то чтобы откровенно влияет на здоровье здесь и сейчас и ты прямо ощущаешь «до» и «после» — нет. Может, появляется больше бодрости, но, по мне, главное краткосрочное преимущество — это то, что уходит ощущение, что «ааааа, я опять ничего не успеваю», потому что прекращаешь впихивать в один день невпихуемое и вообще всё по полочкам.

 

 

QС кем из живущих или когда-либо живших людей или персонажей вы хотели бы побеседовать?

 

AНаверное, предполагается, что я назову какого-то очень умного человека, который мог бы поделиться со мной своей мудростью, но я бы хотела поговорить со своей прабабушкой. Я никогда её не видела, но, по рассказам мамы, она была очень крутой. Пусть писала как первоклашка, говорила «аблокат» вместо «адвокат», но она рано стала сиротой, пережила войну с тремя детьми, осталась вдовой и всё равно была очень жизнерадостным человеком. Это ценное качество, и хотелось бы получше её узнать.

 

QКакую книгу вы чаще всего дарите/ рекомендуете  (или хотели бы рекомендовать) другим людям?

 

AЭто «Витамания» Кэтрин Прайс — про витамины и всякие БАДы. Книга не только полезная (особенно на фоне всеобщего помешательства на витаминах), но и представляет собой очень качественную, по сути, журналистскую работу, что мне в профессиональном смысле крайне интересно, как и моим коллегам. Автор очень много копала и смогла рассказать прекрасную и понятную историю. Совершенно неясно, как после такой книги можно покупать всю эту ерунду.

 

QКогда вы или ваши близкие сталкиваетесь с медицинскими проблемами, как вы подходите к решению этих проблем? А именно, изучаете ли вы доступную информацию по данной проблеме перед тем, как пойти к врачу?

 

AО да, конечно. Я очень занудный пациент. Я читаю перед приёмом всё, до чего могу дотянуться, на приёме вынимаю из врача всю душу, зато потом уверена в назначениях и понимаю, что всё делаю правильно. Это дорогого стоит.

 

QЕсли бы у вас была возможность донести одну единственную идею до каждого человека, в чем заключалась бы эта идея?

 

AГлавный герой фильма «Аритмия» в какой-то момент говорит своей жене: «Давай хотя бы на время, хотя бы на несколько дней перестанем друг друга уничтожать». Вот это я бы хотела до всех донести. Иногда мне кажется, что люди в соцсетях, общественных местах, на работе, в школе, университете в той или иной степени только и делают, что пытаются уничтожить друг друга, и очень хочется, чтобы перестали. Это всё, конечно, имеет своё влияние на здоровье, и я тут говорю в первую очередь как медицинский журналист и во вторую — как человек, который устал всё это наблюдать.

ИДЕИ, ЛИЧНОСТИ И КНИГИ,
ускоряющие переход к более доступному, научно обоснованному и сосредоточенному на потребностях пациентов решению медицинских проблем
  • Критерии и вопросы, которые потребители могут использовать для оценки качества медицинской информации.

  • Аргументы в пользу моральной, клинической и экономической целесообразности долгосрочных инвестиций в качественную информацию для пациентов.

  • Аргументы в пользу того, что вовлечение пациентов в принятие медицинских решений еще остается одним из самых недооцененных достижения доказательной медицины.

Вы находитесь на блоге нашей организации. В этом разделе сайта наши гости — пациенты, врачи, научные журналисты, авторы, ученые, администраторы клиник, администраторы учебных учреждений, руководители фондов и некоммерческих организаций, студенты и другие участники экосистемы здравоохранения — говорят о том, что уже делается для перехода к более доступному, научно обоснованному и сосредоточенному на потребностях пациентов решению медицинских проблем. Здесь мы также обсуждаем, что еще нужно изменить или улучшить, почему это важно, и как этого можно добиться.
На данный момент основное направление деятельности нашей организации заключается в создании Руководства Разумного Потребителя Медицинских Услуг и Информации. Это информационный источник нового поколения, сфокусированный на предоставлении практически ориентированных, подробных, прозрачных и равносторонних сведений о пользе, вреде и ограничениях медицинских услуг.
Цель нашей работы:

помочь пациентам и врачам принимать обоснованные и взвешенные медицинские решения

помочь пациентам и врачам строить эффективные и морально оправданные отношения: сотрудничество, основанное на обоюдном признании их уникальных ролей и справедливом разделении ответственности, основной задачей которого является формулировка и достижение медицинских целей пациента.

Руководство Разумного Потребителя Медицинских Услуг и Информации состоит из 3 частей:

ЧАСТЬ I: ПРИНЯТИЕ МЕДИЦИНСКИХ РЕШЕНИЙ
ПРИНЦИПЫ ПРИНЯТИЯ МЕДИЦИНСКИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ И ИХ СЕМЕЙ
ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕЖАТЬ ИХ
ЧАСТЬ II: НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ ПЛАН ЗАБОТЫ О СЕБЕ
Защита от сердечно-сосудистых заболеваний
Защита от онкологических заболеваний
Контрацепция
ЧАСТЬ III: РЕШЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ